Во второй день не было такого разнообразия композиторов и музыкальных направлений. Слушателям представили всего два струнных секстета — "Просветлённую ночь" Шёнберга и "Воспоминание о Флоренции" Чайковского. Совпровождали музыку свето- и видеоинсталляции от Марии Степановой.
Первое отделение.Предваряя "Просветлённую ночь", ведущий фестиваля Йосси Тавор рассказал, что на первое исполнение пришёл Рихард Демель, автор поэмы, которая вдохновила Шёнберга (фрагмент номер 1, со слов Шагают двое сквозь замерзший лес). Пришёл не просто так, он принёс с собой текст и собирался сверять музыку со стихами, но... Но после сказал, что музыка оказалась столь прекрасна, что он забыл о своём намерении. Вот то же самое у меня получилось с инсталляциями: настолько погрузилась в музыку, что не обращала внимание на экран. Впрочем, световая часть была удачнее видео и помогала сосредоточиться на музыке. Ну а затемнённость зала придавала и так камерным произведениям больше камерности.
Лирическое отступление: в институте на экзамене по истории музыки нам надо было опознать произведение по фрагменту. И я один раз, чтобы потянуть время (потому что я слышала, что мелодия знакомая, но не могла вспомнить, что именно), начала ответ с фразы "это что-то современное", подразумевая музыку XX века. Угадала я тогда частично, потому что это оказался Мусоргский, но в оркестровке Равеля.
Так вот, это я к тому, что Шёнберг — это что-то современное. Скажу честно, я несколько опасалась, потому что Шёнберг — это очень музыка начала XX века, когда было много новаторского в музыке, атональности, разные -измы (экспрессионизм, абстракционизм) и так далее. Но струнный секстет — образец раннего Шёнберга, его всего лишь четвёртое произведение. Так что в нём приятно сочетаются современность (относительно начала XX века) и традиционность.
Ссылку на поэму я дала выше (перевод Нудельмана), а послушать предлагаю в исполнении Норвежского камерного оркестра.
(Забавно выглядит "Просветлённая ночь" в списке произведений Шёнберга в немецкой википедии: für 2 Violinen, 2 Violen und 2 Violoncelli — сразу понятно, что речь о родственных инструментах.)В антракте я перебралась со своего откидного места на обычное. На откидном было нормально, но не хватало опоры для спины (но даже это мне не помешало погрузиться в музыку Шёнберга). Зато никаких голов перед глазами и отлично видно всю сцену.
Второе отделение.Видеоинсталляции для Чайковского были чуть интереснее, чем для Шёнберга, и не такие абстрактные. Особенно меня заинтересовала статуя ангелочка с прикрытыми чем-то типа тоги ногами, но тога эта сползла ниже паха. Больше мне понравилась меняющаяся подсветка органа — ему очень шёл благородно-красный.
В "Воспоминаниях о Флоренции", которые на английском стали сувенирами (Souvenir de Florence), не стоит искать итальянских мотивов, даже наоборот, в третьей части есть что-то руссконародное. Это именно память о месте, которое чем-то запало в душу. Если кому интересно почитать о секстете (первый опыт Чайковского для такого ансамбля, как я понимаю) — текст П. Е Вайдмана. Там и история создания, и краткое описание каждой части. Ну а послушать "Воспоминания о Флоренции" предлагаю в исполнении Квартета имени Бородина с участием Башмета и Метца.P. S.: с одной стороны, удобно, что в буклете программка сразу на три дня фестиваля, с другой — этот буклет такого формата, что его неудобно с собой носить!