Во-первых, я всё же отсидела оба отделения на своём откидном месте. Было куда пересесть, но мне так понравилось не видеть перед собой головы, что я решила не дёргаться. Тем более что длительность программы позволяла.
Во-вторых, под конец фестиваля я дождалась синхронных оваций. Недолгих, правда.
Ещё я поняла, что забыла исполнителей упомянуть для второго вечера, тех самых 2 Violinen, 2 Violen und 2 Violoncelli. Итак: скрипки Алёна Баева и Гайк Казанян, альты Сергей Полтавский и Михаил Ковальков, виолончели Сергей Антонов и Антон Павловский.
Ну а теперь попробую подробности о заключительном вечере.
Первое отделение.В первом отделении играли Двойной концерт (для скрипки и виолончели) Брамса. Играли Алёна Баева и Сергей Антонов. Мне очень понравилось в одной из частей (точно не скажу, какая это было, надо полностью переслушать), как мелодия перешла от скрипки к виолончели: скрипичная партия шла по нисходящей в отношении высоты звука, и определённый момент мелодию перехватила виолончель. Ну и самое-самое начало концерта зацепило виолончельным пиццекато (если я верно опознала). Скажу так: у Брамса не ожидала (но я и не знаток ни Брамса, ни виолончельной музыки).
Концерт лиричный, красивый, как сказал ведущий перед началом, это произведение можно воспринимать как извинение: там некая запутанная история между скрипачом Йозефом Иоахимом, которому концерт посвящён, и его женой, в которой оказался замешан Брамс и после которой Иоахим перестал с ним общаться. Сразу скажу, Брамс с этой дамой не спал.
Пошла гуглить фамилию скрипача и нашла подтверждение (последний абзац) своей мысли, которой хотела подытожить оба отделения. Ну раз информация нашлась, напишу сейчас: и концерт Брамса, и Первый концерт Рахманинова, который был во втором отделении, — крепкие образцы непрограммной музыки, когда музыка — выражение эмоций, мыслей, но не какой-то картинки, грубо говоря. Во втором отделении это было очень заметно, но я ниже напишу об этом. А пока предлагаю (традиционно) послушать. Тем более что я нашла вариант, наполовину схожий с тем, что слушала я: И. Брамс, Концерт для скрипки и виолончели с оркестром — Алена Баева (скрипка), Сергей Ролдугин (виолончель).Второе отделение.Во втором отделении царил Рахманинов.
Сначала Концертный симфонический оркестр Московской консерватории, за дирижёрский пульт которого встал наконец его руководитель Анатолий Левин, исполнил для этюда. Изначально они писались для фортепиано, но были окестрованы Отторино Респиги. Оба этюда очень наглядные, первый — "Море и чайки" — понравился больше, потому что второй — "Ярмарка"— показался немного типичным. Но в этом "виноваты" ударные в начале. Ну и ещё я в первом чаек не опознала, но зато какое там было море!
В найденном видео все пять этюдов, "Море и чайки" и "Ярмарка" — первые два: Лондонский филармонический оркестр под управлением Рождественского. Ну а чтобы можно было оценить мастерство Респиги, который переложил фортепианные произведения для оркестра, эти же два этюда в исполнении пианиста Николая Луганского: Море и чайки, Ярмарка (они друг за другом идут).
Закрывал и фестиваль, и отделение Первый фортепианный концерт Рахманинова. Который я в очередной, кажется, раз попутала со Вторым. Не знаю причин и узнавать не хочу, честно говоря.
Вернусь лучше к своей мысли о непрограммной музыке: после ярких и образных этюдов очень хорошо ощущалось, что Концерт — это музыка ради музыки, это выплёскивание переполняющих чувств. Правда, на бумагу его Рахманинов выплёскивал долго, целый год, но мне кажется, что дело тут в том, что Первый концерт был написан ещё в годы учёбы в Консерватории.
Исполняла Концерт Екатерина Мечетина. И я залюбовалась её руками. У мужчин-пианистов видны только кисти, остальное наглухо запрятано в рукава. А тут всё на виду: сила и мягкость, летучесть, экспрессия. Со мной такое впервые, тем более что на концерте с участием Екатерины я уже была. Но, наверное, тогда она надела другое платье, с рукавами.
Конечно, я хотела бы дать ссылку именно на её исполнение, но не нашла. Поэтому это будет Святослав Рихтер.
А на бис Екатерина сыграла "Прелюдию до-диез минор" того же Рахманинова (спасибо добрым людям на фейсбуке, которые подсказали, а то бы пришлось перебирать все фортепианные произведения Рахманинова). Прелюдия напомнила мне Второй концерт — такие же приковывающие внимание к мелодии аккорды в начале. Думаю, потому я и считаю Второй концерт Первым — из-за этих начальных аккордов и общей известности.
Хотела принести вариант в исполнении Ван Клиберна, но у меня видео не запускается почему-то, так что на всякий случай ссылка на исполнение Владимира Софроницкого. Заключение будет внезапное и не про музыку. Три дня я наблюдала, как люди фотографируются на фоне стен, лестницы, витража, сцены и так далее. И к концу второго поняла, что единственное место, где бы я хотела сфотографироваться в Консерватории — несуществующий уже туалет, который располагался на лестнице между первым и вторым этажами. Впрочем, на сцене бы тоже хотела сфотографироваться, но туда-то мне попасть никогда не светило (а вот на сцене зала Чайковского я была), а туалет был доступен.