Прошу прощения за некоторую обрывочность и кусковатость текста — записано лет пять назад на лекции.Болеро — вариации на неизменяемые мелодию и ритм.
Ритм поручен малому барабану, к которому постепенно присоединяются другие инструменты.
Мелодия повторяется 17 раз, но поручается разным инструментам и окружается разным аккомпаниментом. В результате возникает колоссальное динамическое напряжение (за счёт оркестра).
Нарастание осуществляется четырьмя различными способами.
дальше
Вариации: вообще-то в леции это была горизонтальная табличка, но за неимением лучшего будет так
I — флейта, низкий регистр
II — кларнет, средний регистр
III — фагот, высокий регистр
IV — кларнет-piccolo 8-------| (на октаву выше)
V — гобой d'amore, средний регистр
VI — флейта 8-------| (на октаву выше) и труба
VII — теноровый саксофон
VIII — саксофон сопрано 8-------|(на октаву выше)
IX — флейта-piccolo, флейта (обе флейты — трезвучиями) и волторна
X — деревянные духовые в октаву
XI — тромбон, высокий регистр
XII — деревянный духовые в две октавы
XIII — " — " — " +скрипки
XIV — " — " — "
XV — " — " — " +трубы
XVI — " — " — " +тромбоны
XVII — Tutti (весь оркестр)
Кода
Первый способ — регистровый.
С I по III вариацию высота мелодии абсолютна и не меняется, но изменяется (повышается) регистр относительно данного тембра. Таким образом закладывается импульс к повышению регистра, которые реализуется в IV вариации. Этот принцип действует не везде, проявляясь в VIII, IX вариациях и далее.
Второй способ — усиление выразительности тембра.
I — флейта — холодный, матовый тембр;
II — кларнет — более тёплый;
III — фагот — более эмоциональный и напряжённый.
Эта линия продолжается в V вариации, где появляется очень тёплый и выразительный тембр гобоя d'amore. Далее этот принцип развивается с VI по IX и в XI вариации.
Третий способ — увеличение количества инструментов, постепенно движение от соло к тутти. Начинается в IV вариации и продолжается в IX.
В X вариации нет солиста (малый барабан не считаем).
Четвёртый способ — с IX вариции начинается нарастание динамики, т.е. инструменты начинают играть громче в списке я выделила номера этих вариаций жирнымИз найденного о "Болеро" Равеля в интернете — статья во французской Википедии. Там есть раскадровка произведения —
смотреть